
Очки – сегодня этот предмет можно встретить у каждого, но всего восемьсот лет назад появились первые предметы, которые отдаленно были похожи на современные очки, такими как мы привыкли их видеть. Если люди додумались вставлять стекла в оправу более полувека назад, то дужкам не более 200 лет.
Древние греки первыми обнаружили, что если стеклянный шар наполнить водой, то предметы при рассмотрении через такое устройство увеличатся в размерах. Но греки по своему незнанию объясняли эффект увеличения не из-за формы сосуда а особенностью воды. Но в то время мало кто задумывался о физике процесса прохождения лучей через увеличительный сосуд, но были люди которые использовали этот эффект на увеличение своего благосостояния. Хитрые владельцы тогдашних харчевен заведомо располагали эти сосуды перед витриной с продукцией, тем самым «незначительно» увеличивать порцию блюда, а следовательно, и свой заработок.
Хоть устройства похожие на очки были изобретены только в 13 веке, уже в Древнем Риме патриции которые могли себе это позволить рассматривали через ограненные камни солнце, пытаясь рассмотреть на нем богов.
Роль очков до середины 13 века выполняли полированные стекла или кристаллы, и то из использовали только для одного глаза. Но пользоваться такими стеклами было не совсем удобно, и чуть позднее их стали помещать в оправу, так появились монокли. Монокли получили широкое распространение на территории Древнего Рима и Греции, даже сейчас спустя столетия археологи находят остатки моноклей в большом количестве. Хотя назначение этих находок достоверно неизвестно, одни считают, что моноклями пользовались для коррекции зрения, другие – что ими разжигали огонь.
И только в 10 веке арабский ученный Ибн аль-Хайсам описал в своем сочинении физику преломления лучей проходящих через выпуклое стекло. Но идея использовать эффект увеличения для медицинских нужд пришло францисканскому монаху Роджеру Бэкону (1214-1294).
Изготавливать из стекла посуду, люди научились очень давно, но для посуды стекло шло непрозрачное та и толщине тогда мало кто беспокоился, естественно такое стекло, ни коем образом не подходило для изготовления стекол для очков. Однако прошло не так много времени и уже на фресках второй половины 13 века можно заметить персонажей, которые изображены в очках.
Фреска 1352 года, с изображением кардинала Уго ди Прованс.
Сегодня нельзя сказать точно, Томасо Да Модена случайно рисовал людей с очками, эли это был его «конек» но на второй фреске, которая украшает церковь Сан Николо в Тревизо, также изображен кардинал Никола Де Роуен с моноклем в руке.
Но как бы там ни было, но Томасо Да Модена навряд ли догадывался, что его фрески кроме художественной ценности послужат календарем, по которому определят время появления первых очков.
Если с матером для изготовления линз вариантов особо не было, то в качестве оправы, мастера использовали абсолютно все что попадалось под инструмент от китового уса до кожи животного, черепаший панцирь, дерево, металл, рога животных и т.д.
Саму конструкцию оправы так же хорошо потрепало время, первые очки конструктивно были выполнены в виде двух моноклей, в ручки которых был вкручен штифт, тем самым соединяя монокли в одну конструкцию и позволял удерживать эти очки на переносице.

Такая конструкция прослужила не долго, и вскоре появились оправы с арочной дужкой, которые сидели намного надежнее штифтовых.

Материал оправы таких очков изготавливали из дерева, кости, металла, хотя они уже больше были похожи на современные очки, но у них все еще отсутствовали дужки, и владельцу таких очков приходилось держать их рукой на переносице.
Долгое время после изобретения очки были дорогим удовольствием, изготовление стекла пригодного для использования в очках было трудоемким. Можно только догадываться об их стоимости, но тот факт, что очки завещали своим потомкам короли делает, ставит это изобретение на один уровень с драгоценностями.
С развитием книгопечатанья в 15 веке вызвало увеличение потребности в очках, причем основными обладателями очков были люди страдающие дальнозоркостью. А первое изображение очков для близорукости считается изображение папы Льва 10 (1517-1519), который был заядлым охотником и не мог стрелять без очков из-за своей близорукости.
Lunettes-Rothenburg-Eglise St Jacques.
Наверное найдется читатель, который спросит: «А как относились отцы церкви к очкам?». В качестве ответа на этот вопрос приведем картину St John the Evangelist on Patmos 1504-05, обратите внимание на нижний левый угол.

Изображение черта с очками может свидетельствовать только об одном – некоторые отцы церкви относили очки к инструменту дьявола, который туманит глаза прихожанам. И большинство необразованных людей верили этому и верили, что линзы в очках могут высосать глаза и человек ослепнет. В общем, до 17 века во Франции ношение очков считалось дурным тоном.

Vasco da Gama
Но в 18 веке картина поменялась и ношение очков (даже при отсутствии близорукости или дальнозоркости) являлось свидетельством достатка.
При более тщательном рассмотрении картины с Васко да Гама можно заметить, что очки уже держаться если не на дужках, то как минимум на веревке.

Строго говоря, первых заушники не являлись таковыми. Первые очки с заушинами имели короткие боковые опоры, которые опирались на виски.
Впоследствии для надежности ношения концы височных держателей стали изготавливать в виде кругов.

Появление круглых окончаний височных держателей впоследствии привело к удлинению, и они стали охватывать практически всю голову, такие удлиненные заушины делали с шарниром или кулисой, что бы их можно было складывать.

Все бы ничего да мода на парики проходила и пришло время попробовать, что то изменить в конструкции позволяющей крепить очки. Было предложено много конструкций, без дужек, очки которые крепились ко лбу, но в конце концов, все вернулось к традиционной конструкции.

К 18 веку развитие технологий, позволило начать выпуск очков в производственных масштабах, но качество выпускаемой продукции было не высоким.
На сегодняшний день мы имеем результат творения мастеров, который происходил столетиями и претерпел множество изменений как в материале оправ так и в дизайне.
